- ДЕЛО
- ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА
- СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА)
- ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ (ПОСТ.)
- ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЛИСТЫ
- СУДЕБНЫЕ АКТЫ
ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 13OS0000-01-2025-000062-48 |
Дата поступления | 19.05.2025 |
Категория дела | О присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок (гл. 26 КАС РФ) → О присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным областным и равным им судам, окружным (флотским) военным судам |
Судья | Филимонов Станислав Иванович |
Дата рассмотрения | 18.06.2025 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 19.05.2025 | 09:42 | 19.05.2025 | ||||||
Передача материалов судье | 19.05.2025 | 11:02 | 19.05.2025 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 20.05.2025 | 09:07 | Административное исковое заявление принято к производству | 20.05.2025 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 20.05.2025 | 12:19 | 21.05.2025 | ||||||
Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания | 20.05.2025 | 12:20 | 21.05.2025 | ||||||
Предварительное судебное заседание | 04.06.2025 | 10:00 | Зал №5, 2 этаж | Назначено судебное заседание | 21.05.2025 | ||||
Судебное заседание | 18.06.2025 | 10:00 | Зал №5, 2 этаж | Вынесено решение по делу | Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО | 04.06.2025 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 24.06.2025 | 08:49 | 24.06.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Администрация Рузаевского муниципального района РМ | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Бандура (Лукашина) Регина Ренатовна | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Главное межрегиональное (специализированное) управление Федеральной службы судебных приставов (ГМУ ФССП России) | ||||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Лисевцов Евгений Александрович | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Судебный пристав-исполнитель СОСП по Республике Мордовия ГМУ ФССП России З.Р. Фейсханова | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Финансовое управление Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия | 1324132986 | 132401001 | 1061324001287 |
ЖАЛОБА № 1* | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид жалобы (представления) | Апелляционная жалоба (на не вступивший в силу судебный акт) | ||||||||||||||||||||||||
Заявитель | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ||||||||||||||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||||||||||||||
|
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЛИСТЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата выдачи | Серия, номер бланка | Номер электронного ИД | Статус | Кому выдан / направлен | |||||
24.06.2025 | ФС № 000426411 | Возвращен | Иное лицо |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Дело № 3а – 59/2025
13OS0000 – 01 – 20 25 – 000062 – 48
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Саранск Республика Мордовия 18 июня 2025 г.
Верховный Суд Республики Мордовия в составе
судьи Верховного Суда
Республики Мордовия С.И. Филимонова,
при секретаре О.Р. Щетининой,
с участием в деле:
административного истца – Лукашиной Р.Р., её представителя Лисевцова Е.А.,
административного ответчика – Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия,
административного ответчика – Финансового управления администрации Рузаевского муниципального района,
заинтересованного лица – судебного пристава – исполнителя Специализированного отделения судебных приставов по Республике Мордовия ГМУ ФССП России Фейсхановой З.Р.,
заинтересованного лица – Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лукашиной Р.Р. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
у с т а н о в и л:
Р.Р. Лукашина обратилась в Верховный Суд Республики Мордовия с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В обоснование заявленных требований административный истец указала на длительное неисполнение решения Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 1 декабря 2021 г., которым на Администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия возложена обязанность предоставить ей по месту жительства благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 квадратных метров специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. На основании выданного районным судом исполнительного листа судебным приставом – исполнителем возбуждено исполнительное производство. В связи с неисполнением административным ответчиком решения в установленный судом срок, по иску административного истца решением Верховного Суда Республики Мордовия от 27 июня 2023 г. присуждена административному истцу компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 40 000 рублей. Вместе с тем, до настоящего времени решение суда не исполнено, жилое помещение ей не предоставлено. Просит взыскать с Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия в лице Финансового управления администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия за счёт средств бюджета Рузаевского муниципального района Республики Мордовия компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 300 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В возражениях административные ответчики Администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия и Финансовое управление администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия просили отказать в удовлетворении административного иска Р.Р. Лукашиной.
В судебное заседание административный истец Р.Р. Лукашина, представители административных ответчиков Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия и Финансового управления администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, заинтересованное лицо судебный пристав – исполнитель Специализированного отделения судебных приставов по Республике Мордовия ГМУ ФССП России З.Р. Фейсханова, представитель заинтересованного лица Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебный пристав – исполнитель Специализированного отделения судебных приставов по Республике Мордовия ГМУ ФССП России З.Р. Фейсханова представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и суд пришёл к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель административного истца Р.Р. Лукашиной – Е.А. Лисевцов административное исковое заявление поддержал по изложенным в нём основаниям.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части третьей статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учётом следующих обстоятельств: правовая и фактическая сложность дела; поведение административного истца и иных участников судебного процесса; достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; общая продолжительность судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного акта.
Статьёй 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68 – ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее также – Федеральный закон № 68 – ФЗ), установлено, что граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации (часть первая).
Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (часть вторая).
Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (часть третья).
В соответствии с частью второй статьи 2 Федерального закона № 68 – ФЗ размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учётом принципов разумности, справедливости.
Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта (часть восьмая статьи 3 Федерального закона № 68 – ФЗ).
Аналогичные положения закреплены в частях первой и четвертой статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части девятой статьи 3 Федерального закона № 68 – ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
В пунктах 40, 46, 47, 48, 50, 55, 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» разъяснено, что при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нём доводами и устанавливает факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из содержания судебных актов и иных материалов дела с учётом правовой и фактической сложности дела, поведения заявителя, эффективности и достаточности действий суда или судьи, органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности исполнения судебного акта. Действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта. При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьёй 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229 – ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее также – Закон № 229 – ФЗ), судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путём непредставления им реквизитов банковского счёта. При оценке своевременности мер, принимаемых судом, органами, организациями и должностными лицами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, также следует принимать во внимание исключительные обстоятельства, которые обусловливали необходимость безотлагательного осуществления судопроизводства и (или) исполнения судебного акта и непринятие во внимание которых фактически привело к лишению лица права на судебную защиту. Не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков судопроизводства или исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы суда, органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, замена судьи ввиду его болезни, отпуска, прекращения или приостановления его полномочий, отсутствие необходимого штата сотрудников, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств. В общую продолжительность судопроизводства по гражданским, административным делам, делам об административных правонарушениях, делам по экономическим спорам включается период со дня поступления искового заявления, административного искового заявления, протокола об административном правонарушении (постановления о возбуждении дела об административном правонарушении), заявления в суд первой инстанции до дня вступления в законную силу последнего судебного акта по рассмотренному делу (часть пятая статьи 3 Федерального закона № 68 – ФЗ, пункт 4 части второй статьи 252 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункт 4 статьи 222.3, 278 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом № 229 – ФЗ, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта. Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта. В общую продолжительность судопроизводства или исполнения судебного акта подлежит включению период приостановления производства по делу или исполнения судебного акта.
В силу статьи 2 Закона № 229 – ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 – 6.1 настоящей статьи (часть первая статьи 36 Закона № 229 – ФЗ).
В силу положений статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещённые законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путём предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Обеспечение детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, осуществляется в соответствии с Законом Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. № 24 – З «Об обеспечении детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» и постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 мая 2013 г. № 157 «О мерах по реализации Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. № 24 – З «Об обеспечении детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями».
Как следует из материалов дела, решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 1 декабря 2021 г. исковые требования Р.Р. Бандура к Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия удовлетворены, на ответчика возложена обязанность предоставить по месту жительства благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 квадратных метров специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно штампу на исполнительном листе 4 февраля 2022 г. документ передан в отдел судебных приставов по Рузаевскому району УФССП России по Республике Мордовия.
Изложенное свидетельствует о том, что взыскатель в пределах срока предъявления исполнительного листа обратился за принудительным исполнением судебного акта.
7 февраля 2022 г. постановлением ведущего судебного пристава – исполнителя ОСП по Рузаевскому району УФССП России по Республике Мордовия К.А. Паниной на основании исполнительного листа ФС № <№> от 12 января 2022 г., выданного Рузаевским районным судом Республики Мордовия, возбуждено исполнительное производство № <№> – ИП о предоставлении Р.Р. Бандура по месту жительства благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 квадратных метров специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Копия вышеуказанного постановления направлена сторонам исполнительного производства.
Должнику предложено в 5 – дневный срок со дня получения названного постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава – исполнителя.
Однако, в предоставленный 5 – дневный срок решение суда исполнено не было, в связи с чем, постановлением ведущего судебного пристава – исполнителя ОСП по Рузаевскому району УФССП России по Республике Мордовия К.А. Паниной от 24 февраля 2022 г. с Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
5 апреля 2024 г. ведущим судебным приставом – исполнителем Специализированного отделения судебных приставов по Республике Мордовия ГМУ ФССП России А.Н. Мишаниным вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требования исполнительного документа.
Копия вышеуказанного постановления направлена сторонам исполнительного производства.
На основании предупреждений Глава Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия предупреждён об уголовной ответственности за злостное неисполнение решения суда, предусмотренной статьёй 315 Уголовного кодекса Российской Федерации (л.д. 38 – 40, 41 – 42, 48 – 49).
Администрацией Рузаевского муниципального района Республики Мордовия на запросы судебного пристава – исполнителя даны ответы о причинах неисполения решения суда (л.д. 44 – 45, 46 – 47).
Согласно свидетельству о заключении брака <№> – ЖК № <№> от 27 декабря 2022 г. Р.Р. Бандура присвоена фамилия Лукашина.
До настоящего времени исполнительное производство не окончено. Отсрочка исполнения решения не предоставлялась судом. Требования исполнительного документа не исполнены.
В пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» разъяснено, что принятие решения по делу о компенсации не препятствует обращению вновь в суд с заявлением о компенсации, если основанием для его подачи будут являться другие фактические обстоятельства, связанные с иным периодом длительного рассмотрения дела, исполнения судебного акта, осуществления уголовного преследования. При этом обстоятельства, ранее исследованные судом по первоначальному требованию о присуждении компенсации, не доказываются и не могут оспариваться в другом аналогичном деле, в котором участвует тот же заявитель, административный истец.
Вместе с тем общая суммарная продолжительность судопроизводства по делу или исполнения судебного акта в целом может оцениваться судом в аспекте длительности судопроизводства или исполнения судебного акта и его значимости для заявителя.
В пункте 56.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» указано, что общая продолжительность судопроизводства или исполнения судебного акта, которое не окончено, устанавливается при принятии решения об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления о компенсации на день принятия такого решения.
Ранее вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Мордовия от 27 июня 2023 г. (л.д. 79 – 84) Р.Р. Лукашиной присуждена компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 40 000 рублей.
Данное решение исполнено в установленном порядке.
Согласно мотивировочной части решения от 27 июня 2023 г. общая продолжительность исполнения судебного акта, которое не окончено, с момента поступления исполнительного листа в службу судебных приставов (4 февраля 2022 г.) и по день принятия решения (27 июня 2023 г.) составила 1 год 4 месяца 23 дня.
Указанным судебным решением установлено, что данный период не отвечает требованию разумности, а действия Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда, вследствие чего нарушены права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок.
Данные обстоятельства в силу положений части второй статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего дела.
Таким образом, общая продолжительность исполнения решения Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 1 декабря 2021 г. составляет с момента поступления исполнительного листа в службу судебных (4 февраля 2022 г.) на день вынесения настоящего решения (18 июня 2025 г.) – 3 года 4 месяца 14 дней.
При этом, продолжительность исполнения решения Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 1 декабря 2021 г., со дня вынесения решения Верховного Суда Республики Мордовия от 27 июня 2023 г. по день вынесения настоящего решения суда (18 июня 2025 г.) составила 1 год 11 месяцев 21 день.
Указанный срок существенно превышает двухмесячный срок, установленный частью первой статьи 36 Закона № 229 – ФЗ.
Для оценки разумности сроков исполнения судебных решений необходимо отметить, что исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. При этом, если решение суда касается такого предмета первой необходимости, как жильё, в котором лицо нуждается, задержка не допустима. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жильё, в качестве оправдания неисполнения судебного решения.
При таких обстоятельствах, а также принимая во внимание комплекс мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, отсутствие объективных причин задержки исполнения судебного акта, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, а действия Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия не являлись достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.
При этом судом учтено, что основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения явилось то, что Р.Р. Лукашина (Бандура) относится к категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставлена на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении и жилое помещение ей не предоставлено.
Каких – либо данных, указывающих на совершение Р.Р. Лукашиной (Бандура) действий, препятствующих своевременному исполнению судебного решения, материалы дела не содержат.
Вопреки доводам представителей административных ответчиков Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия и Финансового управления администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия отсутствие денежных средств для строительства и покупки необходимого объёма жилых помещений, наличие обязательств в отношении иных лиц по иным судебным решениям не являются основанием для освобождения Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от обязанности по исполнению указанного выше судебного акта либо для длительности его исполнения.
С учётом критериев, установленных в прецедентной практике по правам человека, и принимая во внимание все обстоятельства дела, суд полагает, что в данном случае длительность исполнения судебного акта является чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока. При этом за данную задержку исполнения решения административный истец ответственности не несёт.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о нарушении права Р.Р. Лукашиной на исполнение судебного акта в разумный срок и считает необходимым удовлетворить административное исковое заявление в этой части.
При определении размера компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок суд, учитывая требования Р.Р. Лукашиной, меры, принятые органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, продолжительность нарушения, наступившие вследствие этого нарушения последствия, их значимость для административного истца, а также то, что решением Верховного Суда Республики Мордовия от 27 июня 2023 г. Р.Р. Лукашиной присуждена компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 40 000 рублей, приходит к выводу, что требуемая административным истцом сумма 300 000 рублей является завышенной и определяет размер компенсации в сумме 60 000 рублей.
При этом суд учитывает разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данные в пункте 1 постановления от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», о том, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причинённого неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда.
Таким образом, административный иск подлежит частичному удовлетворению, так как размер компенсации подлежит взысканию в меньшем размере.
Также в соответствии с частью первой статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат возмещению понесённые Р.Р. Лукашиной расходы по уплате государственной пошлины при подаче административного искового заявления в размере 300 рублей, подтверждённые чеком от 14 мая 2025 г. (л.д. 11).
Согласно положениям части третьей статьи 4, пункта 3 части второй статьи 5 Федерального закона № 68 – ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счёт средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счёт средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации. Решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.
В соответствии со статьями 16, 30 Устава Рузаевского муниципального района, утверждённого решением Совета депутатов муниципального образования Рузаевка от 27 декабря 2005 г. № 19/95 (далее также – Устав) Администрация Рузаевского муниципального района является исполнительно – распорядительным органом муниципального образования.
Согласно статье 31 данного Устава для решения вопросов местного значения Администрация Рузаевского муниципального района исполняет бюджет Рузаевского муниципального района и готовит отчёт о его исполнении.
Согласно пунктам 1.1, 1.6, 2.1.2 Положения о финансовом управлении администрации Рузаевского муниципального района, утверждённого Советом депутатов Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 29 марта 2019 г. № 37/293 Финансовое управление Администрации Рузаевского муниципального района (далее – Управление) является функциональным органом администрации Рузаевского муниципального района, осуществляющим функции финансового органа Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.
Управление обладает правами юридического лица и имеет гербовую печать, штампы и бланки со своим наименованием, имеет закреплённое на праве оперативного управления имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом.
Деятельность Управления направлена на достижение цели обеспечения исполнения бюджета Рузаевского муниципального района и координация в этой сфере деятельность органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и иных получателей средств бюджета Рузаевского муниципального района.
Учитывая, что обязанность по исполнению указанного выше судебного акта возложена на Администрацию Рузаевского муниципального района, финансируемой за счёт средств бюджета Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, суд приходит к выводу о том, что подлежит взысканию с муниципального образования – Рузаевского муниципального района Республики Мордовия в лице Финансового управления администрации Рузаевского муниципального района за счёт средств бюджета Рузаевского муниципального района Республики Мордовия в пользу Р.Р. Лукашиной компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 60 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины при подаче административного искового заявления в размере 300 рублей.
Исходя из положений пункта 2 части первой статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, взысканные денежные средства подлежат перечислению на банковский счёт Р.Р. Лукашиной, указанный в административном исковом заявлении.
Согласно части третьей статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 258 – 260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
р е ш и л:
административный иск Лукашиной Р.Р. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образования – Рузаевского муниципального района Республики Мордовия в лице Финансового управления администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия за счёт средств бюджета Рузаевского муниципального района Республики Мордовия в пользу Лукашиной Р.Р. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей, а всего взыскать 60 300 (шестьдесят тысяч триста) рублей.
В соответствии с частью третьей статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящее решение подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Четвёртый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия С.И. Филимонов
Мотивированное решение суда составлено 24 июня 2025 г.
