ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 13OS0000-01-2025-000051-81 |
Дата поступления | 18.04.2025 |
Категория дела | Об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (глава 21 КАС РФ) → Об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, представительных органов муниципальных образований → Об оспаривании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований |
Судья | Милешина Ирина Павловна |
Дата рассмотрения | 18.06.2025 |
Результат рассмотрения | Производство по делу ПРЕКРАЩЕНО оспариваемые НПА, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 18.04.2025 | 13:59 | 18.04.2025 | ||||||
Передача материалов судье | 18.04.2025 | 14:19 | 18.04.2025 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 21.04.2025 | 16:32 | Административное исковое заявление оставлено без движения | 22.04.2025 | |||||
Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд | 14.05.2025 | 09:59 | Административное исковое заявление принято к производству | 14.05.2025 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 15.05.2025 | 09:50 | 15.05.2025 | ||||||
Подготовка дела (собеседование) | 28.05.2025 | 14:00 | Зал №5, 2 этаж | 15.05.2025 | |||||
Подготовка дела (собеседование) | 06.06.2025 | 11:00 | Зал №5, 2 этаж | Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания | 28.05.2025 | ||||
Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания | 06.06.2025 | 11:50 | 06.06.2025 | ||||||
Предварительное судебное заседание | 18.06.2025 | 14:00 | Зал №5, 2 этаж | Производство по делу прекращено | оспариваемые НПА, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца | 06.06.2025 | |||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 04.07.2025 | 15:55 | 04.07.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Администрация Приреченского сельского поселения Рузаевского муниципального района РМ | 1317104258 | 132401001 | 1021300930815 | |||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Правительство Республики Мордовия | 1326199577 | 132601001 | 1061326025408 | |||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Совет депутатов Приреченского сельского поселения Рузаевского муниципального района РМ | 1324133436 | 132401001 | 1061324010065 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело №3а-57/2025
г. Саранск Республика Мордовия 18 июня 2025 г.
Верховный Суд Республики Мордовия в составе
судьи Верховного Суда
Республики Мордовия Милешиной И.П.
при секретаре Мартыновой Ю.Д.,
с участием в деле:
административного истца – Правительства Республики Мордовия, его представителя Кирилловской Д.И.,
административных ответчиков – Совета депутатов Приреченского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, Администрации Приреченского сельского поселения муниципального района Республики Мордовия,
прокурора отдела прокуратуры Республики Мордовия Немудрякина И.Б.,
рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Правительства Республики Мордовия к Совету депутатов Приреченского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, Администрации Приреченского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия о признании не действующим решения Совета депутатов Приреченского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 28 декабря 2024 г. №46/186 «О внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Приреченского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия»,
установил:
Правительство Республики Мордовия обратилось в суд с вышеназванным административном иском, в обосновании которого, ссылаясь на нарушение частей 2 и 9 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 21 июля 2016 г. №460 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования», указало, что Совет депутатов Приреченского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия без согласования с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации – Правительством Республики Мордовия, с нарушением состава и сроком работы согласительной комиссии, утвердил изменения в генеральный план сельского поселения, предусматривающие исключение земельных участков с кадастровыми номерами <№> и <№> из границ населенного пункта Левженский и отнесение их к землям сельскохозяйственного назначения.
До начала предварительного судебного заседания от административных ответчиков – Совета депутатов Приреченского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия и Администрации Приреченского сельского поселения муниципального района Республики Мордовия в Верховный Суд Республики Мордовия поступили ходатайства о прекращении производства по делу.
В судебном заседании представитель административного истца – Правительства Республики Мордовия Кирилловская Д.И. возражала против прекращения производства по делу, ссылаясь на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 7 октября 2024 г. по делу <№>; незаконность решения Совета депутатов Приреченского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 30 мая 2025 г. №52/208 о признании утратившим силу оспариваемого решения от 28 декабря 2024 г. №46/186, не прекратившего нарушение прав и законных интересов административного истца, поскольку названным решением одновременно признана утрата юридической силы решения Совета депутатов Приреченского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 16 сентября 2024 г. №42/166.
Представители административных ответчиков Совета депутатов Приреченского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, Администрации Приреченского сельского поселения муниципального района Республики Мордовия в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения предварительного судебного заседания извещались своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили и ходатайства об отложении разбирательства дела не заявили.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и суд пришёл к выводу о возможности проведения предварительного судебного заседания в отсутствие указанных лиц.
Изучив заявленное ходатайство, выслушав мнение представителя административного истца, заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Мордовия Немудрякина И.Б., полагавшего возможным прекратить производство по делу, Верховный Суд Республики Мордовия находит ходатайство обоснованным и подлежащим удовлетворению.
30 мая 2025 г. решением Совета депутатов Приреченского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия № 52/208 признано утратившим силу оспариваемое Правительством Республики Мордовия решение Совета депутатов Приреченского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 28 декабря 2024 г. №46/186 «О внесении изменений в Генеральный План и Правила землепользования и застройки Приреченского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия».
Решение 30 мая 2025 г. № 52/208 опубликовано в Информационном бюллетене Приреченского сельского поселения Рузаевского района, а также размещено на сайте Приреченского сельского поселения https://prirechensk.gosuslugi.ru/ofitsialno/dokumenty/dokumenty.
Таким образом, действие Решения от 28 декабря 2024 г. №46/186 прекращено.
Исходя из положений статей 208, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт, который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав, свобод и законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Нормативный правовой акт, действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц повлечь не может, вследствие чего такой акт не может быть предметом судебной проверки.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» производство по делу подлежит прекращению, если оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.
Согласно части 4 статьи 138, части 2 статьи 194, пункту 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в предварительном судебном заседании суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Решение от 28 декабря 2024 г. №46/186, действие которого прекращено в связи с признанием его утратившим силу, перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца, каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц повлечь не может.
В соответствии с частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Однако указанные в данной норме обстоятельства, препятствующие удовлетворению ходатайства и прекращению производства по административному делу, отсутствуют.
Доводы представителя административного истца о рассмотренном арбитражным судом споре об обязании подготовить проект договора купли-продажи спорного земельного участка и наличии сведений об изменениях генерального план и правил землепользования сельского поселения, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП), об обратном не свидетельствуют.
Как неоднократно отмечено Конституционным Судом Российской Федерации утрата нормативным правовым актом юридической силы не является препятствием для осуществления закрепленного в статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации права: оно может быть реализовано в других установленных законодателем для конкретных категорий дел процессуальных формах, которые обусловлены характером спорных правоотношений; заинтересованное лицо, в частности может защитить свои права не путем оспаривания нормативных правовых актов, утративших силу, а обжалуя основанные на них решения и действия (бездействие) органов власти и должностных лиц, для признания которых незаконными нет препятствий (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 октября 2015 года № 2473-О, от 20 апреля 2017 г. № 724-О и др.).
Прекращение производства по делу не препятствует административному истцу обеспечить защиту своих прав и законных интересов иным способом, например, оспаривание действий (бездействия) органа местного самоуправления, либо оспаривание иных нормативных правовых актов, касающихся генерального плана сельского поселения.
При таких обстоятельствах производство по административному делу подлежит прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 138, 194, 195, 198, 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
определил:
производство по административному делу по административному исковому заявлению Правительства Республики Мордовия к Совету депутатов Приреченского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, Администрации Приреченского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия о признании недействующим решения Совета депутатов Приреченского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 28 декабря 2024 г. №46/186 «О внесении изменений в Генеральный План и Правила землепользования и застройки Приреченского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия», прекратить.
Разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На определение суда могут быть поданы частные жалоба, представление в Четвёртый апелляционный суд общей юрисдикции в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия И.П. Милешина
Мотивированное определение составлено 25 июня 2025 г.
